Как по другому назвать ребенка инвалида
Говоря о людях с инвалидностью, особенно о детях, важно выбирать слова с чуткостью и уважением. Язык обладает огромной силой — он может ранить или поддержать, изолировать или объединить. Давайте разбираться, как говорить о детях с особенностями развития так, чтобы подчеркнуть их индивидуальность и ценность, избегая обидных стереотипов.
- 🌈 Почему важна корректная терминология
- ❌ Чего следует избегать
- ✅ Как говорить правильно
- 🗣️ Диалог с ребенком об инвалидности
- 🤝 Создание инклюзивного пространства
- 🌎 Глобальный контекст
- 💡 Заключение
- ❓ Часто задаваемые вопросы
🌈 Почему важна корректная терминология
Использование уважительной лексики при общении с людьми с инвалидностью — это не просто дань политкорректности.
- Это проявление эмпатии и уважения к личности. Каждый человек заслуживает того, чтобы к нему обращались с достоинством, независимо от его физических или ментальных особенностей. Дети особенно чувствительны к ярлыкам и стереотипам, поэтому так важно создать для них атмосферу принятия и поддержки.
- Это способ борьбы с дискриминацией. Употребление устаревших или уничижительных терминов может невольно закрепить негативные стереотипы о людях с инвалидностью.
- Это шаг к созданию инклюзивного общества. Когда мы используем корректную терминологию, мы помогаем разрушить барьеры между людьми с инвалидностью и обществом в целом.
❌ Чего следует избегать
- Устаревшие и стигматизирующие термины: «инвалид», «больной», «дефективный», «неполноценный». Эти слова несут в себе негативную коннотацию и подчеркивают ограничения, а не возможности человека.
- Эвфемизмы: «особенный», «не такой как все», «солнечный». Хотя эти слова могут казаться более мягкими, они часто воспринимаются людьми с инвалидностью как попытка скрыть или приукрасить реальность.
- Фокус на диагнозе: «аутист», «ДЦПшник». Важно помнить, что диагноз — это не вся личность. Вместо того чтобы сводить человека к его состоянию, лучше использовать «человек с аутизмом» или «ребенок с ДЦП».
- Обесценивание чувств: фразы типа «не расстраивайся из-за ерунды», «всё будет хорошо» могут быть не уместны, так как не учитывают реальные трудности, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью.
✅ Как говорить правильно
- "Люди/дети с инвалидностью" — наиболее корректный и нейтральный термин. Он подчеркивает, что инвалидность — это лишь один из аспектов личности, а не её определяющая черта.
- «Человек, использующий инвалидную коляску» вместо «колясочник». Фокус смещается с ограничения на функциональность и самостоятельность.
- "Человек с нарушениями слуха/зрения/опорно-двигательного аппарата". Вместо обобщающего термина «инвалидность» можно использовать более конкретные формулировки, описывающие характер особенностей.
- "Человек с ментальными/интеллектуальными особенностями". Важно избегать стигматизирующих терминов, таких как «умственно отсталый» или «психически больной».
- Всегда обращайтесь к человеку напрямую, а не к его сопровождающему или родителю. Учитывайте возрастные особенности ребенка: разговаривайте с ним на понятном ему языке.
🗣️ Диалог с ребенком об инвалидности
- Говорите открыто и честно. Не стоит скрывать от ребенка информацию о его особенностях. Объясните ему всё доступным языком, отвечайте на его вопросы.
- Подчеркивайте сильные стороны. Помогите ребенку увидеть не только ограничения, но и возможности, которые открывает перед ним его уникальность.
- Формируйте позитивное отношение к различиям. Объясняйте ребенку, что все люди разные, и в этом разнообразии заключается красота нашего мира.
🤝 Создание инклюзивного пространства
- Используйте универсальный дизайн. Продумывайте окружающую среду так, чтобы она была доступна для всех, независимо от физических возможностей.
- Будьте готовы оказать помощь, но не навязывайте ее. Всегда спрашивайте, нужна ли человеку помощь, прежде чем ее предлагать.
- Будьте терпеливыми и понимающими. Людям с инвалидностью может требоваться больше времени на выполнение определенных задач.
🌎 Глобальный контекст
Важно отметить, что в разных странах и культурах существуют свои особенности использования терминологии, связанной с инвалидностью. Например, в США популярен термин "people with disabilities" (люди с инвалидностью), в то время как в Великобритании чаще используется "disabled people" (люди с инвалидностью).
💡 Заключение
Язык — это мощный инструмент формирования сознания. Выбирая слова осознанно, мы можем создать более инклюзивное и уважительное общество для всех. Помните, что каждый человек уникален и заслуживает уважения, независимо от его физических или ментальных особенностей.
❓ Часто задаваемые вопросы
- Как мне узнать, какой термин предпочитает использовать конкретный человек?
Лучше всего спросить его напрямую.
- Могу ли я использовать юмор, говоря о людях с инвалидностью?
Юмор уместен, если он добрый и не направлен на высмеивание или унижение.
- Как мне объяснить своему ребенку, что у его друга ДЦП?
Говорите с ребенком просто и понятно, объясните, что у его друга есть особенности развития, которые делают его особенным.
- Где я могу найти больше информации о корректной терминологии?
Обратитесь к организациям, работающим с людьми с инвалидностью, или изучите рекомендации ВОЗ.