Что стало с маленьким Альбертом
В истории психологии имя маленького Альберта окутано тайной и противоречиями. Этот ребенок стал невольным участником одного из самых известных и этически спорных экспериментов XX века, призванного доказать правоту бихевиоризма.
Сегодня мы развенчаем мифы, окружившие историю маленького Альберта, и проанализируем этические аспекты эксперимента, который до сих пор вызывает бурные дискуссии в научном сообществе.
- Кем был маленький Альберт
- Этические дилеммы
- Дальнейшая судьба Альберта
- Альберт Умбетьяров: трагедия в Дубовой Роще
- Значение эксперимента «Маленький Альберт»
- Выводы
- FAQ
Кем был маленький Альберт
Вопреки распространенному мнению, личность малыша, ставшего объектом исследования Джона Б. Уотсона и Розали Рейнер, так и осталась нераскрытой. Долгое время считалось, что «маленьким Альбертом» был мальчик по имени Дуглас Мерритт, проживавший в то время при больнице, где проводился эксперимент. Однако, исследования последних лет опровергли эту версию.
В конце 1919 года в университете Джонса Хопкинса Уотсон и Рейнер решили проверить на практике принципы бихевиоризма, утверждавшего, что поведение человека формируется исключительно под воздействием внешних стимулов.
В ходе эксперимента 9-месячному Альберту демонстрировали белую крысу 🐀, на которую мальчик не проявлял никакой негативной реакции. Затем, каждый раз, когда малыш пытался прикоснуться к животному, экспериментаторы издавали резкий звук 🔔, вызывавший у ребенка испуг и плач 😭.
В результате многократного повторения этой комбинации стимулов, у Альберта выработался условный рефлекс: он начал бояться не только крысы, но и других пушистых предметов, например, кролика 🐇 и даже шубы.
Этические дилеммы
Эксперимент «Маленький Альберт» вызвал волну критики, поставив под сомнение этичность использования детей в научных исследованиях.
Основные аргументы противников эксперимента:- Отсутствие информированного согласия: Мать Альберта, работавшая в больнице, не была поставлена в известность о целях и методах исследования.
- Психологическая травма: Эксперимент мог нанести непоправимый вред психике ребенка, сформировав у него стойкие фобии.
- Отсутствие десенсибилизации: Уотсон и Рейнер не предприняли никаких попыток устранить выработанные у Альберта страхи.
Дальнейшая судьба Альберта
Долгое время судьба маленького Альберта оставалась неизвестной. Существовали разные версии, но ни одна из них не нашла подтверждения.
В 2012 году группа исследователей выдвинула предположение, что Альберт мог страдать гидроцефалией — заболеванием, которое могло повлиять на результаты эксперимента.
Альберт Умбетьяров: трагедия в Дубовой Роще
19 мая 2023 года в подмосковном поселке Дубовая Роща произошла трагедия, не имеющая отношения к эксперименту Уотсона, но заставляющая задуматься о безопасности детей. 11-летний Альберт Умбетьяров погиб в пожаре, который, предположительно, устроили его сверстники.
Важно помнить, что имя Альберт — не более чем совпадение, и эта трагедия никак не связана с историей «маленького Альберта».
Значение эксперимента «Маленький Альберт»
Несмотря на этическую неоднозначность, эксперимент Уотсона и Рейнер стал важным этапом в развитии психологии. Он продемонстрировал возможность формирования условных рефлексов у человека и заложил основы бихевиоральной терапии, которая успешно применяется для лечения фобий и других психологических расстройств.
Выводы
История маленького Альберта — это напоминание о том, как важно соблюдать этические принципы при проведении научных исследований.
Основные уроки, извлеченные из эксперимента:- Необходимость получения информированного согласия участников.
- Минимизация рисков для физического и психического здоровья.
- Ответственность ученых за последствия своих исследований.
FAQ
- Был ли эксперимент «Маленький Альберт» этичным?
- Нет, эксперимент нарушил ряд этических норм, принятых в современной науке.
- Удалось ли установить личность маленького Альберта?
- Несмотря на многочисленные попытки, личность ребенка так и не была установлена достоверно.
- Каково значение эксперимента для современной психологии?
- Эксперимент стал важным этапом в развитии бихевиоризма и поведенческой терапии.
- Как можно использовать знания о формировании условных рефлексов?
- Знания о механизмах условных рефлексов применяются в образовании, воспитании, лечении фобий и зависимостей.